Методические рекомендации по проведению предметной недели

Методические рекомендации по проведению предметной недели.
Цивилизованный человек - тот, который умеет так отобразить и облагородить себя, что весь мир вокруг него наполняется поэзией, становиться произведением искусства. Немаловажное место, в жизни человека занимают решения таких вопросов, как правильно одеваться? Одеваться к лицу - это искусство сочетать свой облик и стиль с костюмом, украшениями, обстановкой. Как одеваться стильно и современно, как приготовит вкусный и красивый обед, правильно сервировать праздничный стол, затрачивая на это минимум средств и усилий? Этот вопрос задают себе многие девушки. Возможно, ответ на этот вопрос находится в предложенной предметной неделе. Данная работа предлагает модели, которые создали и выполнили обучающиеся на уроках обслуживающего труда. Они отличаются от моделей, которые печатаются в журналах, к которыми все привыкли. Наши модели отличаются индивидуальностью и выполнены с учетом особенности фигуры и вкуса.
В работе предлагается форма работы с обучающимися, которая спрофилирована на развитие творчества, индивидуальной личности. Практическая цель не только научить девочек шить, готовить и рукодельничать, а еще правильно и со вкусом одеваться, создавать свой гардероб. Потому что воспитывается не просто человек, а будущая женщина, хозяйка дома.
Предметные недели стали неотъемлемой основной частью внеклассной работы по обслуживающему труду. Они представляют собой синтез отдельных внеурочных мероприятий, объединенных единой целью формирования познавательных интересов, повышения общеобразовательного уровня, развития творческой активности обучающихся. Расширяя сферу применения полученных на уроках знаний, умений и навыков, они дают возможность привлечь внимание всего коллектива обучающихся и учителей к изучению технологии, продемонстрировать достижения в овладении предметом, повысить свой внутренний потенциал. Как правило, предметные недели проводятся во второй половине или в начале третьей четверти. Подготовка начинается за две - три недели во избежание перегрузки учащихся. После предварительного обсуждения программы с обучающимися можно провести анкету, с тем, чтобы выяснить, о чем они хотели бы узнать, какие интересные варианты проведения мероприятия они могли бы предложить, чем бы хотели заняться сами. Каждому из желающих принять участие в подготовке недели, необходимо найти занятие по душе, которое поможет ему лучше проявить и развить свои способности.
Индивидуальные задания (подготовить сообщение, создать эскиз модели, выполнить творческую работу, плакат и т. д) сочетаются с групповыми и коллективными формами работы (демонстрации моделей, подготовкой оформлением творческой выставки и др.). При этом целесообразно некоторые мероприятия программы готовить отдельно, избегать по возможности общих репетиций, чтобы участники не потеряли интереса, и все они оказались в числе самых активных зрителей. Перед всеми участниками должна быть поставлена задача - очень ответственно отнестись к выполнению своих обязанностей, так как от качества подготовки любого из мероприятий предметной недели зависит престиж предмета в ряду других школьных дисциплин и интерес к его изучению.

В ходе подготовки обучающиеся знакомятся с различными видами трудовой деятельности, знакомятся с технологией обработки усложняющих элементов, профессиональной терминологией. С целью повышения интереса обучающихся к предстоящей работе в кабинете обслуживающего труда организуется выставка книг для внеклассного чтения и дополнительной литературы по предмету, вывешивается список литературы, необходимый для подготовки к викторинам, олимпиадам, конкурсам.


Открытие предметной недели 
начинается оформлением стенда "Эрудит" вывешиваются стенные газеты (головоломки, загадки, кроссворды, ребусы и т. д.) стенные газеты могут быть посвящены какой-нибудь определенной теме или событию, и тематический план проведения предметной недели.

Устный журнал «Традиции русской кухни» 
цель этого мероприятия – познакомить учащихся с традициями русской кухни, развивать навыки сервировки стола, умение встречать гостей, воспитывать бережливость, внимание к окружающим, любовь к отечественной культуре. Оформление кабинета: набор открыток «Блюда русской кухни», оформленный на переносном стенде-раскладушке; выставка книг по кулинарии, выставка старинной или стилизованной под старину посуды; стол, покрытый нарядной скатертью с самоваром. Устный журнал ведут ведущие – Хозяин и Хозяйка, ведут рассказ по страничкам, Страничка первая – «Застольная»,
вторая «Ярмарочная»,
третья – «Про щи»,
четвертая – «Про пироги».
Во время проведения включается народная мелодия, участники в народных костюмах, демонстрируются слайды о старинной посуде, проводится конкурс «Кто знает больше пословиц о любимом народном кушанье», игра «Найди лишнее слово». Закончить мероприятие можно чаепитием с пирогами, пирожками.

- это командное соревнование, в котором мы увидим таланты наших девочек в ведении домашнего хозяйства, оценим их привлекательность и очарование, юмор и находчивость.
- Конкурс «Вот какая я», где девочки представляют себя по определенному плану;
- конкурс «Разминка» - чтобы понять все тонкости домашнего хозяйства, нужно знать кое-какие хитрости;
- конкурс «Визажистов» - нанесение декоративной косметики;
- конкурс «Модернизированные пословицы и поговорки» нужно изменить всего одно или два слова, вернув современным пословицам и поговоркам их прежнее звучание;
- конкурс «Мисс элегантность» девушке с предметом на голове (книга) нужно, стараясь не уронить книгу проделать несколько упражнений;
- «Мир увлечений» каждая из участниц предварительно готовит номер. Это могут быть стихи, песня, танец;
- «Уроки этикета» участницы отвечают на вопросы по карточкам на тему «Этикет».
- «Хозяюшка» из определенного набора продуктов сделать бутерброды и пригласить гостей к столу. Жюри оценивает и объявляет победителей.
«Вкусная викторина» 
познавательная игра-викторина, цель: обобщить знания учащихся по теме «Кулинария», раскрыть значение пищевых продуктов в питании человека, воспитывать бережное отношение к продуктам питания, чувство ответственности, трудолюбие. Участники викторины, правильно отвечая на вопросы, получают жетон, победителем викторины считается тот участник, у которого наибольшее число жетонов и награждается медалью «Лучший знаток».

Открытый урок в 5 классе «Системный подход в изготовлении одежды». 
Цели урока: ознакомить учащихся с системным подходом в изготовлении одежды от эскиза до готового изделия, с профессиями, связанными с изготовлением одежды, с основами композиции костюма; научить выполнять эскизы моделей одежды на тему «летний отдых»; развивать у учащихся творческое мышление, эстетический вкус. Наглядные пособия: журналы мод, плакаты по композиции одежды (силуэт, пропорции) лекала стандартной фигуры, линейка, карандаши, фломастеры, лоскуты ткани.
План урока:
1. Сообщение познавательных сведений по теме урока, ознакомит с профессиями, связанными и изготовлением одежды (художник - модельер, художник – конструктор, технолог швейного производства, оператор швейного оборудования и др.)
2. Ознакомить более подробно с профессией художник-модельер и основами композиции костюма.
3. Практическая работа «Эскиз моделей одежды – летний отдых».
4. Мини защита творческих работ.
5. Заключительная часть урока.
- это проверка знаний по охране и безопасности трудовых дел. Выполняются задания по карточкам (билетам), решаются ситуативные задачи с подробным объяснением. Лучшие ответы участников отмечаются грамотами.

Цель – развитие познавательных способностей, интереса к предмету, мышления, памяти, внимания; воспитание уверенности в своих силах, расширение кругозора, интеллектуальных способностей учащихся. Межпредметные связи: биология, история, русский язык, литература. В игре участвует несколько учеников, выбранных в отборочном туре.
Игра проходит в три раунда, в каждом раунде по пять вопросов разной стоимости. Некоторые вопросы помечены буквами К (кот в мешке) и А (аукцион). Игрок, которому выпал «кот в мешке» должен передать вопрос кому-либо из игроков. Игрок, которому достался «аукцион», может сыграть на номинал, может повысить стоимость вопроса, может играть ва-банк. После тёх раундов разыгрывается финал. В нем участвуют игроки, набравшие наибольшее количество баллов. Победитель получает медаль «Лучший игрок» и небольшой подарок. (книга с рецептами по кулинарии).

«Мои кулинарные шедевры» презентации учащихся. 
Цель: систематизировать знания и умения учащихся, полученные на уроках обслуживающего труда и информатики; развивать творческую самостоятельность, профессиональный кругозор учащихся. Использование компьютера эффективно влияет на повышение интереса учащихся к предмету и на повышение качества усвоения знаний. Мультимедийные функции компьютера позволяют активизировать все виды чувственного восприятия ученика, тем самим сделать обучение более эффективным. Всем участникам объявляется и выдаётся благодарность за участие в презентации. Победителю вручается приз -компьютерный диск.

Конкурс проектов «Дизайнеры интерьера» 
позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, повысить познавательный интерес к дизайну интерьера и ведения дома, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества. Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они могут использовать в быту, которую они сделали своими руками, вложили в неё душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

«Чем больше науки, тем умнее руки». 
Конкурс художников модельеров, где участницы представляют и защищают модели одежды по плану:
- обоснование выбора;
-краткое определение дизайнерской задачи;
-характеристика используемых материалов;
-выбор цветовой гаммы материалов;
-экономическая оценка.
Жюри оценивает и выбирает лучшие работы, награждаются грамотами и небольшими подарками (мягкая игрушка, книга по рукоделию и т. д.).
Олимпиада. 
Цель: развитие интереса к предмету; систематизация знаний и умений, полученных по предмету.

«Сделал сам!» 
итоговая выставка-ярмарка творческих работ учащихся для всеобщего обозрения. На неё можно пригласить и родителей. Часть работ выставки выставляем на продажу. В этой выставке – ярмарке могут принять участие все учащиеся школы с 1-го по 11класс. Она оформляется в кабинете обслуживающего труда. Жюри отбирает наиболее удачные, лучшие работы.

Закрытие недели.
Подведение итогов на общешкольной линейке. Оргкомитет подводить итоги предметной недели, на линейке озвучиваются результаты, называются активисты и награждаются грамотами за активное участие в предметной неделе, объявляются победители различных конкурсов и тоже награждаются грамотами и небольшими подарками.
Список литературы.
1. Арефьев уроки технологии. Москва «Школьная Пресса»
2005 год.
2. , Быстрова на уроках технологии.
Череповец 2006 год.
3.  ,Суслина . Предметная неделя в школе.
Волгоград. Издательство «Учитель», 2007 год.
4. , Кравченко деятельность учащихся.
Волгоград. Издательство «Учитель», 2006 год
5. Павлова . Текстильный дизайн интерьера.
Волгоград. Издательство «Учитель», 2008 год.

6. Журналы «Школа и производство» 2006, 2007 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий